Нафс
НАФС-АММАРА
Всевышний Аллах наделил человека Рухом-хайвани, создав его благодаря проявлению Своего великого сифата «Джаляль», а также Рухом-султани, который был создан Всевышним путем проявления Им великого сифата «Джамаль». В теле человека, представляющем как бы «страну», у этих падишахов есть походному «визирю» и по одному «советнику». Эти падишахи управляют состоянием человека через своих «визирей» и «советников».
«Визирем» Руха-хайвани, источником его знаний является Акль-Мааш, а «советником» - шайтан. У Руха-султани «визирем» и «советником» является Акль-Маад. Он советуется с ангелами. Рух-шайтани (Рух-хайвани) получает удовольствие от таких вещей, как еда, питье, наряды, то есть он черпает наслаждение и силу во всем том, что дает внешнее удовлетворение человеку, и этим он одерживает победу над Рухом-султани.
Рух-султани получает удовлетворение от поминания Всевышнего (зикр), размышлений, совершения молитв, следования предписаниям Аллаха и воздержания от того, что запрещено Им, и впоследствии он (Рух-султани) побеждает Руха-хайвани.
Как уже сказано выше, в человеке властвуют эти две силы. Поскольку свойства одного из них противоположны свойствам другого, между ними постоянно идет борьба. Рух-хайвани по своей сущности является аммара-биссу, через излишества и крайности он всеми силами толкает человека к дурным поступкам и проявлениям. Его еще называют нафсом. Хотя эти свойства нафса и созданы сифатом «Джаляль» Всевышнего Аллаха, Рух-хайвани постоянно получает удовольствие и черпает силу в поступках человека, не одобряемых Всевышним Аллахом.
Основная сущность Руха-султани - чистота и порядочность. Поэтому его называют качеством человечности. (Если человек обладает этим качеством, то его можно считать достигшим совершенства.) Это качество (сифат)'также от самого Всевышнего Аллаха, но оно полностью согласуется с тем, что одобряет Всевышний Аллах, и стремится не отдаляться от этого.
Именно поэтому эти два противоположных свойства находятся в состоянии войны между собой. Например, если в одном человеке Рух-султани не в состоянии одолеть Руха-хайвани и последний будет предоставлен сам себе, человек останется в состоянии аммара-биссу.
Со временем Рух-хайвани подавляет Руха-султани в такой степени, что человек становится подобен животному. Более того, он может пасть ниже животного и в результате окажется в плачевном состоянии в этом и в последующем мирах (хасирад-дунья уаль-ахира).
Но если Рух-султани не предоставит Руха-хайвани самому себе и будет постоянно, каждый миг бороться с ним, то волей-неволей подчинит Руха-хайвани себе и заставит его подчиниться каждому своему приказанию, то есть приведет к следованию предписаниям Всевышнего Аллаха.
Таким образом, у этих людей возрастает надежда на спасение. Однако надо бояться снижения этого шанса, потому что нафс богат на хитрости.
Всевышний Аллах наделил человека Рухом-хайвани, создав его благодаря проявлению Своего великого сифата «Джаляль», а также Рухом-султани, который был создан Всевышним путем проявления Им великого сифата «Джамаль». В теле человека, представляющем как бы «страну», у этих падишахов есть походному «визирю» и по одному «советнику». Эти падишахи управляют состоянием человека через своих «визирей» и «советников».
«Визирем» Руха-хайвани, источником его знаний является Акль-Мааш, а «советником» - шайтан. У Руха-султани «визирем» и «советником» является Акль-Маад. Он советуется с ангелами. Рух-шайтани (Рух-хайвани) получает удовольствие от таких вещей, как еда, питье, наряды, то есть он черпает наслаждение и силу во всем том, что дает внешнее удовлетворение человеку, и этим он одерживает победу над Рухом-султани.
Рух-султани получает удовлетворение от поминания Всевышнего (зикр), размышлений, совершения молитв, следования предписаниям Аллаха и воздержания от того, что запрещено Им, и впоследствии он (Рух-султани) побеждает Руха-хайвани.
Как уже сказано выше, в человеке властвуют эти две силы. Поскольку свойства одного из них противоположны свойствам другого, между ними постоянно идет борьба. Рух-хайвани по своей сущности является аммара-биссу, через излишества и крайности он всеми силами толкает человека к дурным поступкам и проявлениям. Его еще называют нафсом. Хотя эти свойства нафса и созданы сифатом «Джаляль» Всевышнего Аллаха, Рух-хайвани постоянно получает удовольствие и черпает силу в поступках человека, не одобряемых Всевышним Аллахом.
Основная сущность Руха-султани - чистота и порядочность. Поэтому его называют качеством человечности. (Если человек обладает этим качеством, то его можно считать достигшим совершенства.) Это качество (сифат)'также от самого Всевышнего Аллаха, но оно полностью согласуется с тем, что одобряет Всевышний Аллах, и стремится не отдаляться от этого.
Именно поэтому эти два противоположных свойства находятся в состоянии войны между собой. Например, если в одном человеке Рух-султани не в состоянии одолеть Руха-хайвани и последний будет предоставлен сам себе, человек останется в состоянии аммара-биссу.
Со временем Рух-хайвани подавляет Руха-султани в такой степени, что человек становится подобен животному. Более того, он может пасть ниже животного и в результате окажется в плачевном состоянии в этом и в последующем мирах (хасирад-дунья уаль-ахира).
Но если Рух-султани не предоставит Руха-хайвани самому себе и будет постоянно, каждый миг бороться с ним, то волей-неволей подчинит Руха-хайвани себе и заставит его подчиниться каждому своему приказанию, то есть приведет к следованию предписаниям Всевышнего Аллаха.
Таким образом, у этих людей возрастает надежда на спасение. Однако надо бояться снижения этого шанса, потому что нафс богат на хитрости.