Аль-Фуркан - независимый интернет портал мусульман Дальнего Востока

Свободное размещение статей


Дорогие братья и сёстры!
Каждую пятницу с 13:00 до 13:30 в Мечети г. Хабаровска по адресу: Костромская 23 проводится коллективный намаз.

Уроки по основам Ислама в мечети по адресу г. Хабаровск, ул. Костромская 23.

Курбан

КурбанСлово «Курбан» означает «приблизиться», «быть ближе». Как религиозный термин, это означает приношение в жертву животного в определенное время, с намерением поклонения, чтобы сердцем приблизиться к Всевышнему Аллаhу.

Жертвоприношение стало ваджибом (обязательным, по мазхабу Шафии - сунна) во втором году по хиджре. Его обязательность обоснована аятами Священного Корана, сунной Пророка Мухаммада ﷺ и иджмой (единодушным мнением исламских богословов). Курбан является сунной Пророка Ибрахима (алейhиссалям). Наш Пророк (саллаллаhу алейhи ва саллям) сказал:

«Курбан – это сунна нашего отца Ибрахима (алейhиссалям)». (Абу Дауд)

Ваджиб Курбан означает благодарение Всевышнего Аллаhа за бесчисленные блага и искупление за свои грехи. Часть мяса жертвенного животного используется семьей, которая совершила Курбан, а часть раздается бедным, для которых это является важной поддержкой.

Для кого Курбан обязателен?

Для того чтобы Курбан стал обязательным, необходимо соблюдение следующих условий. Человек должен:

  • быть мусульманином.
  • быть дееспособным.
  • быть совершеннолетним.
  • быть свободным.
  • быть мукимом, то есть не находиться в путешествии.
  • обладать средствами (нисаб), выходящими за пределы основных нужд.

Нисаб Курбана

Нисаб – это количество (размер) имущества, обладание которым делает обязательным поклонение, связанное с имуществом.

Нисаб Курбана – это обладание имуществом, превышающим 20 мискалей (т.е. 82 г) золота (или это количество в денежном или вещевом выражении), за вычетом основных потребностей человека (в которые входят его жилье, необходимая домашняя утварь, ездовые животные, оружие, одежда, годовой расход на себя и на тех, кого он обязан обеспечивать) и его долгов. То есть, обладающий нисабом Курбана считается обеспеченным человеком, и ему Курбан обязателен. Он обязан ежегодно совершать жертвоприношение в дни Курбана.

Нисаб закята и курбана одинаковы, но в нисабе Курбана необязательно увеличение имущества и истечение срока в один год, как это необходимо для выплаты закята. Для бедняка, который был неимущим и стал богатым (разбогател) в дни Курбана, жертвоприношение становится обязательным.

Условия выполнения Курбана

а) Курбан совершается в определенное время

Время жертвоприношения – первый, второй и третий дни Курбан-байрама. Приносить Курбан по истечении этого срока не является правильным. Наилучшим для жертвоприношение считается первый день (10 Зульхиджжа) – это время обязательного Исмаил-курбана. В городах или в местах, где читается праздничный намаз, Курбан приносится после праздничного намаза, а в местах, где не читается праздничный намаз – после рассвета. Это начало времени жертвоприношения. Оно заканчивается на третий день праздника до захода солнца.

б) Жертвенное животное должно быть здоровым

Надо обращать особое внимание на состояние здоровья и отсутствие физических дефектов у животных, которые предназначены для Курбана. Мы можем разделить дефекты жертвенных животных на две группы: допустимые и недопустимые.

1. Допустимые недостатки:

  • Слабое зрением, косоглазие;
  • Хромота на одну ногу при способности передвигаться на остальных ногах;
  • Врожденное отсутствие рогов или их части;
  • Продырявленные, клейменые или купированные концы ушей;
  • Отсутствие нескольких зубов;
  • Удаление незначительной части хвоста или уха;
  • Врожденное укорочение ушей;
  • Чесотка;
  • Животное кастрировано перекручиванием яичек.

Принесение в жертву животных с такими качествами порицается (макрух), но допускается. Но наилучший вариант – это принести в жертву животное, у которого отсутствуют подобные недостатки.

2. Недопустимые недостатки:

  • Слепота на один или оба глаза;
  • Хромота, не позволяющая животному самостоятельно дойти до места забоя;
  • Оба или одно ухо отрезано полностью до основания;
  • Отсутствует большинство зубов;
  • Сломаны рога или один рог до основания;
  • Хвост купирован до половины и более;
  • Отсутствие (отпадение) сосков на вымени;
  • Крайнее истощение и слабость животного;
  • Врожденное отсутствие уха или хвоста;
  • Буйность, препятствующая присоединению к стаду;
  • Животное, питающееся нечистотами.

С точки зрения шари’ата, совершенно очевидно, что животные с такими характеристиками не должны приноситься в жертву. Курбан также не полагается из животных, имеющих большое количество допустимых недостатков.

Какие животные входят в категорию Курбана?

Курбан может быть из трех видов животных:

  1. Овцы и козы;
  2. Коровы, быки и буйволы;
  3. Верблюды.

Из остальных животных курбан невозможен. Из названных трех видов животных можно приносить в жертву и самцов, и самок. Предпочтительным считается приношение в жертву барана и козла. Овцы и козы должны достичь годовалого возраста, крупнорогатый скот – двухлетнего, а верблюды – пятилетнего. Но если ягненок в шестимесячном возрасте наберет вес годовалого, то разрешается его жертвоприношение. Козы должны достичь годовалого возраста. Одна овца (или баран) или одна коза (или козел) приносятся в жертву от имени одного человека. А крупнорогатый скот и верблюд могут быть принесены в жертву как одним человеком, так и от имени семи человек одновременно. Примечание: компаньоны должны объединиться с намерением принести жертву ради Аллаhа. Если кто-то из них ставит целью лишь купить мясо, то ни у одного из них Курбан не будет действительным. Компаньоны по Курбану должны, взвешивая, забрать каждый свою долю.

Как забивается жертвенное животное?

В нашей религии жертвенное животное забивается следующим образом:

  1. Животное доставляется до места жертвоприношения без насилия.
  2. Животное, не мучая, укладывают на левый бок, головой в сторону Кыблы.
  3. Три ноги связываются, а правая задняя оставляется свободной.
  4. Присутствующие люди вместе вслух произносят Такбир: «Аллаhу Акбар, Аллаhу Акбар. Ля иляhа илляллаhу уаллаhу Акбар, Аллаhу Акбар уа лилляhиль хамд» – повторяется 3 раза.
  5. Произносится «Бисмилляhи Аллаhу Акбар» и перерезают ножом горло животного.
  6. Овец, коз, коров и быков режут по середине шеи, ближе к нижней челюсти. Из четырех органов, расположенных в шее: пищевод, трахея и две сонные артерии, должны быть перерезаны минимум три. После этого необходимо дождаться вытекания крови в заранее приготовленную яму.
  7. После того, как животное испустило дух, с него снимается шкура, а мясо разрубается на части.
  8. Если жертвенное животное – верблюд, то его режут по нижней части шеи, ближе к грудной клетке. Примечание: Если хозяин Курбана не может сам зарезать животное, то он может попросить другого мусульманина сделать это. Тот, кто режет животное, должен произнести «Бисмилляhи Аллаhу Акбар». Если он умышленно не скажет «Бисмилляhи», то животное становится нечистым и его мясо нельзя употреблять.
  9. Хозяин курбана после жертвоприношения читает 2-х рака’атный намаз и просит у Всевышнего исполнения желаемого.

Пророк Мухаммад ﷺ в связи с этим сообщает радостную весть: «Каждый, кто приносит жертву, после того, как выпустит нож из рук, пусть прочтет 2-х рака’атный намаз. Кто прочитает этот 2-х рака’атный намаз, тому Аллаh даст то, что он пожелает».

Как распределяется (раздается) Курбан?

а) Мясо Курбана

Хозяин Курбана, несмотря на то, богат он или нет, имеет право употреблять сам или угощать других мясом жертвенных животных. Разрешается мясо Курбана полностью раздавать бедным или оставлять себе и семье, но желательно (мустахаб) разделить его на три части:

  1. Одна часть раздается соседям и родным, или хозяин готовит для них угощение из этой части.
  2. Вторая часть отдается бедным и нищим.
  3. Третья часть оставляется своей семье.

Разрешается мясо Курбана раздавать как соседям-мусульманам, так и соседям-немусульманам.

б) Шкура Курбана

Продавать шкуру Курбана – макрух (порицается), независимо от того, ваджиб или нафиль Курбан. Поэтому шкура Курбана, как и мясо, бескорыстно отдается нуждающемуся мусульманину. Но можно отдать бедному стоимость шкуры деньгами.

Из Курбана (шкура, мясо и т.п.) не выплачивается человеку, зарезавшему животное (он должен получить деньгами), так как каждая часть Курбана должна раздаваться бедным бескорыстно. Наш Пророк говорит в одном хадисе: «Не примется курбан у того, кто продает шкуру курбана» (Заяли, «Насбур – Рас»).

Запрещенные для еды части дозволенных животных

Существует 7 частей (органов) из разрешенных животных, которые употреблять в пищу харам (запрещено):

  1. Выпущенная кровь животных;
  2. Половой орган самца;
  3. Половые органы самки;
  4. Желчный пузырь;
  5. Загустевшая в мясе кровь;
  6. Мочевой пузырь;
  7. Яички самцов.

Последнее, по некоторым мнениям, макрух.

Такбиры Ташрик

Праздник Курбан начинается 10-го числа месяца Зуль-Хидджа по лунному календарю и продолжается 4 дня. К четырем праздничным дням прибавляется день ‘Арафа (9-ый день месяца Зуль-Хиджа). Эти 5 дней называются «Аййам Ташрик» (Дни Ташрика). В эти дни после фард намазов произносятся такбиры. Эти такбиры называются еще «Такбиры Ташрика».

Такбиры Ташрика начинают произносить с утреннего намаза в день ‘Арафа и заканчивают предвечерним намазом в 4-ый день праздника – 23-им по счету. Эти такбиры ваджиб и провозглашаются громко.

Слова Такбира: «Аллаhу Акбар, Аллаhу Акбар, ля иляhа илляллаhу уаллаhу Акбар, Аллаhу Акбар уа лилляhиль хамд».

Слова этого священного Такбира дошли до нас со времен Ибрахима (алейhиссалям) через нашего Пророка ﷺ.

И мужчины, и женщины, читающие намаз с джамаатом или без, произносят Такбиры Ташрика после каждого фард намаза один раз. Это ваджиб. Произносятся эти Такбиры также после восполнения пропущенных намазов в Дни Ташрика.

Действия, которые мустахаб совершать в праздничную ночь и дни

Праздничные ночи проводят в мольбе и поклонении, читают пропущенные намазы. Читают Коран и просят прощения. Ведь ду’а, совершаемые в праздничную ночь, принимаются. Как передал Табарани от Убада бин ас-Самита (радыйаллаhу ‘анху), Пророк (саллаллаhу алейхи ва саллям) сказал: «Не погибнет в тот (Судный) день душа того, кто проводит ночи праздников Рамадан и Курбан, рассчитывая на вознаграждение, в поклонении, когда умрут сердца многих».

  1. В праздничное утро встать пораньше, принять омовение.
  2. Надеть чистую или новую одежду.
  3. Использовать хорошие благовония.
  4. Если это возможно, идти на намаз пешком, так как Пророк (саллаллаhу алейhи ва саллям) в эти праздничные дни шел пешком к месту намаза.
  5. Улыбаться и быть радостным.
  6. Раздавать больше садака бедным и нищим.
  7. По дороге на праздничный намаз произносить такбиры.
  8. Если человек собирается совершить Курбан, то желательно воздерживаться от пищи, пока он не сможет попробовать мясо своего Курбана.
  9. Есть мясо Курбана, так как это делал Пророк ﷺ.
  10. Быть щедрым по отношению к своей семье.

Как совершается праздничный намаз?

Обязательный праздничный коллективный (с джамаатом) намаз состоит из 2-х рака’атов. В первом рака’ате читается «субханака», после чего имам произносит вслух, а джамаат – про себя, такбир - «Аллаhу Акбар» три раза. В первых двух такбирах руки поднимают и опускают вдоль туловища. После третьего такбира руки, не опуская, складывают. Имам читает Аль-Фатиху, аяты (или суру) из Корана. Потом совершают руку’ и сажда. Поднимаются на второй рака’ат. Имам читает Аль-Фатиху и аяты (или суру) из Корана. Потом, как и в первом рака’ате, делается три такбира. Во всех трех такбирах руки поднимаются и опускаются вдоль туловища. С четвертым такбиром совершается руку’, а затем сажда. Затем, сидя читаются ат-Тахийат, Аллаhуммасалли, Аллаhуммабарик, Раббана, затем дается салям. После этого имам всходит на минбар и читает хутбу. Делается ду’а, и намаз завершается.

Праздничные намазы относятся к важным коллективным намазам, как и пятничные, и поэтому не читаются в одиночку, как обязательные пять намазов. Хутба читается после намаза, так как является сунной, а в пятничном намазе хутба является условием пятничного намаза и читается до него.

Важное предупреждение.

Просим вас, уважаемые собратья, воздержаться от резания жертвенных животных в местах, видных посторонним людям или детям не достигшим 14 лет. В связи со статьёй 245 УК РФ.

Статья 245. Жестокое обращение с животными.

1. Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних, - наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

2. То же деяние, совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо неоднократно, - наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
По следам мечети

Купить халяль-продукцию
Наша деятельность

Новости IslamToday
Статистика
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня1002
mod_vvisit_counterВчера1841
mod_vvisit_counterНа этой неделе10113
mod_vvisit_counterНа прошлой неделе10489
mod_vvisit_counterВ этом месяце8209
mod_vvisit_counterВ прошлом месяце40348
mod_vvisit_counterЗа все время5280989

Online (20 минут назад): 30
Ваш IP: 3.238.82.77
,
Сегодня: Окт 05, 2024