Правила выплаты закята и садакату-ль-фитр на 2012
Размер нисаба (средства выходящие за пределы необходимых нужд) в 2012 году составляет 134 тыс. 141 рубль. Если мусульманин, кроме необходимого для нормальной жизни имущества (дом, домашняя утварь, машина и т.д.) имеет ещё средства (золото, серебро, деньги, торговый товар, скот), общая сумма которых составляет 134141 рубль и больше и эта сумма по сравнению с прошлым годом увеличилась, то этот человек обязан выплатить закят в пользу бедных, т.е. 2,5 % от имеющихся лишних средств.
МАСАРИФ АЗ-ЗАКЯТ
Существуют восемь мест, куда можно направить закят и фитр-садака, они четко указаны в аяте 60 суры «Ат-Тауба» Священного Корана.
КОМУ ПРЕДНАЗНЧАЕТСЯ ЗАКЯТ
Закят предназначается:
- бедным (не имеющим имущества в размере нисаба);
- нищим (не имеющим ничего);
- сборщикам закята;
- Муалляфат уль-Кулюб;
- рабам, стремящимся освободиться от рабства;
- должникам (не располагающих имуществом погасить долги);
- тем, кто находится на пути служения Аллаху (фи сабилиллях);
- странствующим (находящимся вне своей родины), оставшимся без средств к существованию.
Закят может быть отдан любой из перечисленных групп людей. Но наиболее предпочтительно отдавать нищим, не имеющим никаких средств к существованию, а также посвятившим себя служению Аллаху.
Размер садакат-уль-фитр для людей, которые обязаны выплачивать закят составляет 314 рублей за каждого члена семьи. Для не выплачивающих закят, садакат-уль-фитр составляет 36 рублей. за каждого члена семьи. Садакат-уль-фидия составляет 16 рублей.
Решением ЦДУМ России.
Закятооблагаемое имущество (мазхаб Абу-Ханифы)
- Закятом облагается все виды золота и серебра, а также бумажные деньги.
- Весь товар, предназначенный для торговли. Здесь учитывается вся прибыль, достигшая нисаба (закятооблагаемого минимума), по истечении года.
- Скотина: верблюды, крупнорогатый скот, буйволы, мелкорогатый скот, козы.
- Урожай с пашни и фрукты всех видов.
- Полезные ископаемые и клады, захороненные в земле еще в доисламскую эпоху.
Теперь поясним все эти виды отдельно.
1) Золото и серебро. Золото облагается закятом, будь то монеты, слитки, украшения посуда. Минимумом, облагающимся закятом для золота, является 20 мискалов, что равно ста граммам (один мискал приблизительно равен пяти граммам). По достижении веса золота двадцати мискалам, выплачивается закят одна четвертая часть одной десятой доли. То состояние должно сохраняться в течение года. С серебра выплачивается закят, когда сумма его достигает 200 дирхемов. Это есть нисаб. Приблизительно оно приравнивается к семистам граммам (один дирхем равен приблизительно 3,5 граммам). С серебра тоже выплачивается одна четвертая часть одной десятой части, будь это бумажные рубли, слитки, кусочки, все облагается закятом по достижении 200 дирхемов.
Если золото смешано с другим металлом, и в нем содержание золота больше, то здесь (в этих монетах) решение такое же, как для чистого золота. Таково же решение и для серебра. Но если содержание примесей больше, чем золото или серебро, то оно рассматривается как предмет для торговли. Бумажные деньги облагаются закятом, так как они заменяют золото и серебро в обороте, и в этом обложении есть большая польза для бедных. Если деньги разных государств, то они суммируются и облагаются закятом.
2) Все, что используется для продажи или покупки, т. е., товар, предназначенный для торговли, облагается закятом. Сюда относится все, что предназначено для торговли кроме золота и серебра, будь то товар, земля, скот, пашня и т.д. От стоимости этого товара зависит и величина закята, весь товар складывается, оценивается, и если оно достигло минимума, и с этого времени прошел год, то с него выплачивается одна четвертая часть одной десятой части. То, что в тот год прибавилось или убавилось рассматривается и берется в расчет. Если торговец имеет деньги (золото серебро, бумажные деньги) не достигшие нисаба, и еще товар, то они оба добавляются друг на друга и (если достигло нисаба) облагаются закятом.
Нисаб состояния (скота, товара), но не золота и серебра, рассматривается по отношению к нисабу, предписанному для серебра, так как оно имеет точность при взвешивании, и есть милость для бедных. В зависимости от того, сколько стоит 700 граммов серебра, оценивается и товар, предназначенный для закята.
Так как цена серебра тоже меняется, то рассматривается цена, которая была тогда, когда состояние достигло минимума (нисаба), т. е., когда выплата закята стала обязательной.
Правила выплаты закят уль фитр
Мусульманин, обладающий имуществом, достаточным для выплаты закята, выплачивает также и закат аль-фитр. Обязанность мусульманина выплатить фитр в промежутке между рассветом первого дня Ид-уль-фитр и началом праздничной совместной молитвы является близкой к обязательной — ваджиб.
По мазхабу Ханафи, фитр можно выплатить до этого времени и после. Но самое предпочтительное время, когда выплата милостыни уль-фитр является ваджиб, — от рассвета первого дня праздника до начала праздничной молитвы. Надо отметить, что для исполнения этого долга мусульманину достаточно иметь определенное имущество на данное время (на момент начала времени утренней молитвы первого дня праздника), а не в течение года, как это необходимо при уплате ежегодного закята. Подсчет достатка в данном случае несколько иной, чем при уплате закята. Здесь в счет идут и те вещи, которые не предназначены для продажи, но имеются в наличии сверх того, что является самым необходимым.
Мусульманину, входящему в разряд «имеющий достаток», запрещено получать эту милостыню. Если ему предложат садака уль-фитр, то он должен объяснить ситуацию и вежливо отказаться.
Глава семьи выплачивает эту милостыню (если он является обладателем имущества) за всех членов семьи, находящихся на его попечении, включая детей, родившихся до рассвета первого дня Ид-уль-фитр. Путешественник (мусафир) также обязан выплачивать садака уль-фитр. С имущества малолетних сирот и недееспособных выплачивается фитр их попечителями. Если же попечители не сделают этого, то опекаемые — первые после достижения совершеннолетия, а вторые — после выздоровления, — сами должны будут отчислить фитр за все прошедшие годы.
Садака уль-фитр можно выплатить одному бедному мусульманину. Допустимо также распределить его между несколькими бедняками. Точно также один бедный мусульманин может получить милостыню уль-фитр от нескольких человек. Получатель садака уль-фитр, по мазхабу Ханафи, необязательно должен быть из числа мусульман. Но выплатить данную милостыню единоверцу гораздо предпочтительнее, так как это, по воле Аллаха, принесет больше благодати дающему.
В качестве садака уль-фитр выплачивается в размере 0,5 саа ( 1750 граммов ) пшеницы или пшеничной муки или 1 саа ( 3500 граммов ) на выбор: ячменя, сушеного винограда или фиников.
Если в местности, где производится выплата садака уль-фитр, нет недостатка в пшенице или в ячмене, то лучше вместо них отдать деньги, эквивалентны стоимости этих продуктов. Причем более предпочтительной является выплата стоимости наиболее дорогого продукта на данный момент. В неурожайные годы более уместным является выплата милостыни фитр самими продуктами: пшеницей или ячменем. Если затруднительно выдать фитр в виде пшеницы, то можно выплатить хлебом или кукурузой. Эта замена производится не по весу, а в соответствии со стоимостью продукта.
Весь этот набор разновидностей и вариантов выплаты предполагает наибольший эффект и пользу, которую несет в себе обязанность отчисления милостыни фитр для бедных и нуждающихся, а следовательно и на получение наибольшей благости для дающего.