Вера
Вера (иман)
Вера - это полное принятие сердцем и внешнее свидетельство всего того, что передано нам Всевышним Аллахом через Пророка Мухаммада (с.а.в.) Иными словами, вера сердцем заключается в согласии с учением Ислама, которое человек должен подтвердить языком, произнеся исповедание своей веры (калима-и шахада). Это требуется для того, чтобы к нему относились как к мусульманину и при жизни, и после смерти.
Имеются шесть столпов (оснований веры) . Ниже приводятся арабский текст и перевод на русский язык молитвы "Аманту билляхи", содержащей эти шесть столпов.
Перевод: "Верую во Всевышнего Аллаха и Его ангелов, в божественные Книги, в посланников. в Судный День и в то, что все - и доброе, и злое - происходит по предназначению Всевышнего Аллаха, а так же в то, что после смерти непременно последует воскрешение. Свидетельствую: нет никакого иного божества ("илах", тот, кому поклоняются), кроме Всевышнего Аллаха. Свидетельствую также, что Мохаммад - раб Его и Посланник".
Столпы веры
1. Вера во Всевышнего Аллаха.
2. Вера в ангелов Аллаха.
3. Вера в Священное Писание.
4. Вера в пророков Аллаха.
5. Вера в Судный День.
6. Вера в Кадар (Промысел) - т. е. в то, что и добро, и зло происходят по воле Аллаха, в истинность воскрешения после смерти.
Считается, что не принявший хотя бы один из перечисленных столпов имана, отвергает все шесть. Например, если человек соглашается с пятью столпами имана, но не верит в Судный День или, например, в Промысел, то в этом случае он не может считаться мусульманином.
Вера во Всевышнего Аллаха
Первое основание веры - это вера в Аллаха. Оно означает признание того, что Всевышний существует. Ему присущи все свойства (атрибуты) совершенства (т.е. Он обладает всеми лучшими качествами без исключаения), в то же время какие-либо несовершенные свойства (атрибуты) для Него нехарактерны.
Атрибуты (по-арабски "сифат") Всевышнего Аллаха подразделяются на две группы, именуемые атрибутами сущности (сифат-затийя) и атрибутами действия (сифат-субутийя).
Сифаты-затийя
1. Вужджуд - бытие. Аллах существует. Его небытие невозможно.
2. Кидам - существование без начала: Аллах Вечный не имеет начала.
3. Бака - бесконечность. Аллах существует бесконечно.
4. Вахданийя - единство. Аллах Единственен, никто не может быть соучастником или сотоварищем ни в Его сущности, ни в Его свойствах.
5. Мухаляфат лиль-хавадис - отличие от созданных. Он не похож ни на что и ни на кого.
6. Киям би-нафсих - самодостаточность. Аллах не нуждается ни в ком и ни в чем и ни от кого и ни от чего не зависит.
Сифаты-субутийя
У Всевышнего Аллаха различают восемь атрибутов действия.
1. Хайят - жизнь. Аллах живет и дарует жизнь.
2. Ильм - знание. Аллаху известно все, что было и будет, тайное и явное, а так же то, что скрыто в сердцах людей.
3. Ас-сам - всеслышание. Аллах слышит все.
4. Басар - всевидение. Аллах видит все, от Него не может укрыться даже черный муравей, бегущий в темную ночь по черному камню, и даже звук его шагов не будет утаен.
5. Ирада - водя. Воля Аллаха всеобъемлюща. Все, что захочет, Он претворяет в жизнь так, как того желает. Все происходит по Его воле.
6. Кудрат - всемогущество. Аллах всемогущ - то есть может все.
7. Калям - речь. Аллах говорит, не нуждаясь для этого в буквах, звуках, словах и т.д.
8. Таквин - творение. Аллах - Творец. Он сотворил все сущее из ничего.
Четыре пророка ангелов
1. Джибраил (Гавриил) (а.с.). Его миссия заключается в передаче Откровения Всевышнего Аллаха Его пророкам. Он - просрединк между Всевышним аллахом и Его посланниками (а.с.).
2. Михаил (а.с). Он отвечает за некоторые природные явления - например, ветер, осадки (дождь и снег), а так же за рост злаков и других растений.
3. Исрафил (Рафаил) (а.с.). Ему поручено протрубить в рог ("сур") весть о наступлении Судного дня и воскресении в этот день мертвых.
4. Азраил (а.с.), ангел смери. Его обязанность - забирать души людей в момент смерти. Кроме того, к каждому человеку приставлены 384 ангела, каждый из которых выполняет присущие ему предписания. Например, Кираман-Кя-Тибин обязаны записывать все деяния человека, а Хафаза является ангелом-хранителем.
Вера в Божественные послания
Третье основание веры - это вера в Божественные послания.
В целях доведения до людей Свлоих предписаний, заповедей и запретов Всевышний Аллах через посланников (а.с.) время от времени направлял Священные писания.
В общей сложности через Джибраила (а.с.) посланникам было передано 104 свитка (сухуф) и книги (кутуб).
Свитки (сухуф)
Всего было ниспослано 100 свитков, в том числе:
10 - Адаму (а.с.);
50 - Шиту (а.с.);
30 - Идрису (а.с.);
10 - Ибрахиму (Аврааму) (а.с.).
Книги (кутуб)
Были ниспосланы четыре книги:
1. Таурат (Тора) - Мусе (Моисею) (а.с.);
2. Забур (Псалтырь) - Дауду (Давиду) (а.с.);
3. Инджил (Евангелие) - Исе (Иисусу) (а.с.);
4. Коран - Пророку Мухаммаду (с.а.в.).
Три первые не сохранились в первоначальном виде, подверглись искажениям и добавления. С момента ниспослания Священного Корана законы - заповеди и запреты, содержающиеся во всех предыдущих Книгах, так же как и во всех свитках, утратили свою силу.
Достохвальный Коран содержит в себе 114 сур (глав), состоящих из 6666 аятов (стихов). Аятом именуется текст, произносимый между двумя паузами при чтении.
По сей день в Коране не изменена ни одна буква. Все напечатанные экземпляры последней Священной книги в мире идентичны (одинаковы) между собой. Коран до Судного дня находится под защитой Аллаха и не подвергнется изменениям.
Вера в пророков
Четвертое основание веры - это вера в посланников Аллаха, в пророков (а.с.).
Пророки (а.с.) - избранные люди, которых Всевышний аллах направил для передачи людям Своих посланий, предписаний, заповедей и запретов. Пророки - предостережение для людей. Они явились, чтобы спасти людей от таких заблуждений, как многобожие и идолопоклонство.
Человечество не в состоянии постичь путь к спасению лишь собственным умом, и потому, чтобы открыть им путь к счастью в этом и конечном мирах, Всевышний послал к своим слугам прроков (а.с.). аллах наделил их силой и чудесными способностями. По Его воле они совершали множество необыкновенных, невиданных поступков, которые были не по силам обычным людям.
Первый человек Адам (а.с.). был и первым пророком. Значит, человек, являющийся венцом творений Аллаха, с самого начала был создан как человек, а не произошел от обезьяны, как пытаются утверждать некоторые. Современные знания и наука в корне опровергают это мнение. Нет никакого сомнения в том, что нашими предками были не обезьяны, а первые люди Адам и Хава (Ева), местом творения которых был Рай.
СВОЙСТВА ПРОРОКОВ
Необходимо знать следующие пять качеств, свойственных пророкам (а.с.).
1. Сыдк - правдивость: они никогда не не лгут.
2. Аманат - надежность: им можно доверять во всем.
3. Таблиг - оповещение, точность в исполнении порученного.
Они без искажений и смело передают повеления Всевышнего Аллаха.
4. Фатанат - исключительная прозорливость, проницательность и мудрость.
5. Исмат - безгрешность. Они далеки от любого греха.
Последнего Пророка - Мухаммеда (с.а.в.) - от остальных пророков отличают еще пять особых, присущих лишь ему качеств:
1. он превосходит остальных пророков (а.с.);
2. он послан для всего человечества и для всех джиннов;
3. он последний в цепи всех пророков («хатам аль-анбия»), после него не явится уже ни один пророк с новым Шариатом;
4. он, как милость Аллаха, послан для всех миров;
5. его Шариат будет действителен до Судного дня.
ИМЕНА ПРОРОКОВ УПОМЯНУТЫХ В СВЯЩЕННОМ КОРАНЕ
Начиная от времени прихода Адама (а.с.)и до явления последнего Пророка Мухаммада (с.а.в.), на Земле было по одной версии 124 тысячи, по другой - 224 тысячи пророков (а.с). В Священном Коране названы имена лишь 28 из них. Необходимо знать эти благословенные имена пророков, упоминаемых в Коране:
1. Адам
2. Идрис(Енох)
3. Нух(Ной)
4. Худ(Эвер)
5. Салих (Мафусаил)
6. Ибрахим (Авраам)
7. Луг (Лот)
8. Исмаил
9. Исхак (Исаак)
10. Якуб (Иаков)
11. Юсуф (Иосиф) 12.Шуайб
13. Харун (Аарон)
14. Муса (Моисей)
15. Дауд (Давид)
16. Сулейман (Соломон)
17. Айюб(Иов)
18. Зулькифл (Исайя)
19. Юнус(Иона)
20. Ильяс (Илья)
21. Альяса (Елисей)
22. Закарийя(Захария)
23. Яхья (Иоанн)
24. Иса (Иисус)
25. Узейр (Ездра)*
26. Лукман*
27. Зулькарнайн*
28. Мухаммед (с.а.в.) *
Следует уточнить, что Узейр (Ездра), Лукман и Зулькар найн, по мнению некоторых богословов, являются не пророками, а святыми (аулия).
ПОСЛЕДНИЙ ПРОРОК МУХАММАД (С.А.В.)
Предки Пророка Мухаммада (с.а.в.)
Цепь предков Пророка Мухаммада (с.а.в.), начиная с его самого дальнего предка Аднана, происходившего из рода Исмаила, восходит так:
Мухаммад (с.а.в.), Абдуллах, Абдулмутталиб, Хашим, Абдиманаф, Кусайи, Килаб, Мурра, Кяаб, Люай, Гаалиб, Фихр, Малик, Надр, Кинаана, Хузайма, Мудрика, Ильяс, Мудар, Низар, Маад, Аднан.
Цепь предков Мухаммада (с.а.в.) по матери такова: Мухаммад (с.а.в.), Амина, Вахб, Абдиманаф, Зухра, Килаб.
Величайшим и совершенным во всех отношениях из пророков, несомненно, был Мухаммад Мустафа (с.а.в.). Все предыдущие пророки (а.с.) были посланы Аллахом к определенному народу, племени, населению отдельного города или селения. Наш Пророк Мухаммад (с.а.в.) был направлен как милость всему человечеству, всем созданиям, всем восемнадцати тысячам миров.
Для того, чтобы понять, какой величайшей милостью для человечества является появление Пророка Мухаммада (с.а.в.), необходимо сделать экскурс в историю, рассказать о том времени, в котором пребывало человечество до его появления. Как известно, до прихода Пророка Мухаммада (с.а.в.) в мире господствовали анархия, зло и смута. Люди впали в ересь и вели беспутный образ жизни, им.были чужды справедливость и культура. Они находились в пучине страшной дикости.
Привычными были разврат, разнузданность, разгул насилия и притеснения. Сильный мог безнаказанно покушаться на имущество, жизнь, честь и достоинство слабого. Некоторые племена, поддавшись суевериям и ложным верованиям, заживо хоронили, убивали своих новорожденных дочерей. Дикость и безнравственность дошли до того, что с одной женщиной могли жить несколько мужчин. В то же время сама женщина в обществе не пользовалась никаким уважением, к ней относились просто как к вещи, которую можно было покупать и продавать. Люди жили отчужденно, враждующими кланами, между которыми бытовала кровная месть. Это состояние человечества поэт Мехмед Акиф отобразил в следующих стихотворных строках:
«В зверстве человек превзошел даже гиен, Слабый своими же братьями мог быть съеден». Вот в такой мрачный период истории, к счастью человечества, на заре двенадцатого дня месяца Раби аль-аувапь (третьего месяца лунного календаря) 571 года по григорианскому календарю в Мекке появился на свет великий Посланник (с.а.в.).
Множество чудесных качеств проявлялись в Мухаммаде (с.а.в.) еще до достижения им сорокалетнего возраста, когда ему были ниспосланы пророчество и Шариат. Каждый его поступок, весь его образ жизни были живым примером полного соблюдения повеления Аллаха: «Будь верен всему, что предписано тебе».
Мухаммаду (с.а.в.) были чужды лицемерие и обман. В то время, когда никто никому не верил и ни на кого не надеялся, ему доверяли все. При возникновении спорных вопросов люди обращались к нему, чтобы он рассудил их, всегда соглашаясь с его решением. Даже те, кто не признавал его пророческой миссии, не могли отрицать его честность и верность, они ценили проявляемые им невиданно высокую нравственность, мудрость. Исходя из всего этого, его нарекли «Мухаммад аль-Амин» («Мухаммадом, заслуживающим доверие»).
Действительно, Пророк Мухаммад (с.а.в.), посланный Аллахом как милость мирам, разрушил языческое суеверие, освободил человечество от тьмы с помощью веры и света Ислама, дал людям ключ к блаженству в этой и вечной жизнях и указал путь к подлинной цивилизации.
В наше время многие ученые-востоковеды, не являющиеся мусульманами, беспристрастно изучив историю Ислама, вынуждены признать величие и необыкновенные моральные качества Последнего Пророка (с.а.в.), то, что он воистину самый великий спаситель человечества. Его жизнь вызывает у них подлинное восхищение.
В одном из произведений известного британского философа Томаса Карлейля говорится:
«Я люблю Мухаммада за полное отсутствие в нем лицемерия... Невозможно найти мерило, по которому можно было бы оценить его. Он настолько велик, что не поддается оценке». Если уж такой восторг, интерес и любовь к Пророку (с.а.в.) выражают немусульмане, то с какой любовью и уважением должны относиться к нему мы - его последователи!
Следует добавить еще вот что: после появления Пророка Мухаммада (с.а.в.) законы (Шариат) посланных до него пророков (а.с.) утратили свою силу. Преемственность посланников целиком и полностью замкнулась на нашем Пророке (с.а.в.), а истинные ответы на вопросы законности необходимо искать лишь в предписаниях, которые были ниспосланы ему.
Именно поэтому, когда однажды Мухаммад (с.а.в.) увидел s руках хазрата Омара (р.а.а.) уже потерявшие силу страницы Таурата (Торы), то сделал ему замечание и сказал: «Вы подобно иудеям и христианам выражаете недоверие и сомнение в отношении истинности данного мне пророчества и ниспосланного мне Корана? Клянусь Аллахом, если бы Пророк Муса (Моисей), кому был ниспослан Таурат, был жив, то ему не оставалось бы ничего, как стать моим последователем».
Исходя из этих слов Пророка (с.а.в.), сегодня и Евангелие, и Тора утратили свою силу, так что даже неослабевающая пропаганда своих доктрин со стороны христиан и иудеев не в силах изменить волю Творца. В нашу эпоху и вплоть до Судного Дня высшим руководством для человечества будет только Шариат Пророка Мухаммада Мустафы (с.а.в.). Наша обязанность - лучше знать своего Пророка (с.а.в.)
Для того, чтобы стать уважаемым, добродетельным и порядочным человеком в этом мире и заслужить счастье в Вечной жизни нужно хорошо знать и правильно понимать Пророка Мухаммада Мустафу (с.а-в.) и быть его истинным последователем.
Отца Пророка Мухаммада (с.а.в.) звали Аб-дуллой, а мать - Аминой. Его отец умер за два месяца до рождения Мухаммада (с.а.в.). Мухаммед родился ночью, перед наступлением зари 12-го дня (в понедельник) месяца Раби аль-ауваль, что соответствует 20 апреля 571 года по григорианскому летоисчислению. Уже при рождении он не походил на других детей. Исходящий от него свет пророчества слепил глаза смотревшим на него.
До четырех лет Мухаммед (с.а.в.) оставался у своей кормилицы Жалимы. Потом он был возвращен в свою семью. Когда маленькому Мухаммеду (с.а.в.) было шесть лет, умерла его мать Амина и его взял к себе дед по отцу Абдулмутталиб. Спустя два года после смерти матери, когда Мухаммеду было восемь лет, умер и он. На этот раз Мухаммад (с.а.в.) оказался в семье дяди по отцу - Абу Талиба. В двадцать пять лет он женился на благочестивой Хадиджат аль-Кубра.
Детство, юность и период семейной жизни -короче говоря, всю свою жизнь - Пророк (с.а.в.) прожил добропорядочно и достойно, как никто другой в этом мире.
Мухаммед (с.а.в.) никогда не поклонялся идолам, с детства чувствовал отвращение к ним и молился Аллаху, придерживаясь религии Ибрахима (а.с.). Время от времени он удалялся на гору Хира в окрестности Мекки и в одиночестве размышлял о всемогуществе и величии Аллаха. Он окунался в море безграничной любви к Аллаху и всем сердцем поминал Его (совершал зикр) в свете сияющего в его сердце Единобожия (таухид).
В один из таких дней, когда Мухаммад (с.а.в.) пребывал в пещере горы Хира в глубоком раздумье об Аллахе, пред ним появился ангел Джибра-ил (а.с.), посланный к нему Аллахом для объявления его пророческой миссии.
- Читай! - сказал Джибраил любимцу Аллаха Муха мм аду.
- Что мне читать? - спросил Пророк.
- Читай! - снова повторил Джибраил.
Мухаммад (с.а.в.) повторил эти слова. Затем Джибраил (а.с.) обхватил его и трижды сжал его грудь.
Таким способом Пророку (с.а.в.) были переданы особая духовная сила и способности, после чего с ним произошло великое чудо - он тут же начал читать. Ангел повторил свой приказ третий раз и прочитал аят, ставший первым откровением (вахи).
Высокий смысл этого аята таков:
«Читай во имя Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка [крови]. Читай, ведь Господь твой -Всеблагой, Который научил владеть пером, научил человека тому, чего тот не знал» (Сура «Аль-Калям», аяты 1-5).
Так на Мухаммада (с.а.в.) была возложена пророческая миссия. Полный текст Священного Корана был ниспослан в течение последующих двадцати трех лет.
На протяжении первых тринадцати из которых Пророк Мухаммад (с.а.в.) призывал людей в Мекке следовать по пути истины, испытывая огромные трудности и мучения. Сохраняя терпение и стойкость, он проповедовал существование и единственность Бога.
После этого он совершил исход в Медину и в течение последующих десяти лет прилагал все усилия для осуществления своей пророческой миссии. Он учил людей гуманности и нормам цивилизованной жизни, освещая их затемненные язычеством сердца светом Ислама. Таким образом, выполнив свои пророческие ..обязанности, в возрасте шестидесяти трех лет он завершил свою земную жизнь. Он оставил человечеству правильное понимание Благодатного Корана и пример своей собственной жизни (суннати-санийя).
Милость Аллаха и мир тебе, о Посланник Аллаха! Тебя благословил и возвысил Сам Господь миров -Всевышний Аллах. Ты - милость Аллаха для врёх миров. Ты -Пророк для людей и джиннов. Ты - хатамуль-анбийя (последний из цепи пророков). Ты - тот, кто был удостоен слов Всевышнего Аллаха: «Если бы не ты, Я бы не сотворил миры» (Ляуляка ляуляк ляма халяктуль-афляк). Ты -Мухаммад Мустафа (с.а.в.)!»
ВЕРА В СУДНЫЙ ДЕНЬ
Пятое основание веры - это вера в Судный день. Под верой в Судный День следует понимать всё, что входит в это понятие, (включая его признаки:
знак наступления этого дня - ангел Исрафил протрубит в рог(сура); оживление и восстание из могил всех умерших;
вручение им записей их земных деяний (амальдафтар);
сбор всех людей в определенном месте, где они будут лавать отчет в своих делах, а их добрые и злые дела будут навешиваться, т. е. сопоставляться по значимости;
заступничество нашего Пророка (с.а.в.) за верующих; мост над Адом (сират); .
райский источник (кавсар), Рай (джаннат) и Ад (джаханнам).
Будущая жизнь - это вечная жизнь после окончания земной жизни. Всевышний Аллах сотворил этот мир и все создания преходящими.
С первым звуком трубы этот мир прекратит свое существование и исчезнет, а все живущее умрет.
Со вторым звуком трубы все создания Аллаха снова оживут, • 11 обы, собравшись в определенном для этого месте, дать отчет мнред Аллахом во всех своих делах. С них будет спрошено за псе, вплоть до мелочей, и обиженные предъявят требования споим притеснителям.
После завершения отчета праведные попадут в Рай, а i решники - в Ад. Часть тех, кто заслужил рая, будут удостоены чости созерцать красоту Аллаха (джамали-илахийа).
Непризнание Судного Дня и будущей жизни означает неверие в Аллаха и Его Пророка (с.а.в.).
ВЕРА В ПРОМЫСЕЛ (КАДАР) И В ЕГО ИСПОЛНЕНИЕ (КАЗА)
Шестое основание веры - это вера в Промысел Аллаха.
Иногда вопрос о сути промысла Аллаха и его исполнения труден для понимания. Поэтому для облегчения этой задачи сначала рассмотрим индивидуальную свободу воли, называемую «ирада-джузийя».
ИРАДА-ДЖУЗИЙЯ -ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СВОБОДА ВЫБОРА
Ирада-джузийя - это данное Аллахом каждому человеку право ограниченной реализации своей свободной воли, т. е. своего выбора. Это право имеет исключительно важное значение, ибо Аллах затем попускает быть либо благу, если человек направит свою волю к благу, либо злу, если человек изберет его. Тем самым человек достигает Рая либо Ада по своей собственной воле.
Однако единственным Творцом (Халик) является только Всевышний Аллах. Если Он что-либо не пожелает и не сотворит, то оно и не возникнет. Человек является лишь получателем результата (ка-сиб) соответственно своей воле, но в подлинном смысле Творцом (Халик) является только Аллах Повелитель, Данная человеку индивидуальная свобода выбора подобна рулевому управлению автомобиля: куда повернешь руль, туда автомобиль и направится. Поэтому проявляющий непокорность человек не сможет снять с себя ответственность за свои поступки, говоря: «Что же я могу поделать, если на то есть воля Аллаха, если так Он сотворил?» Да, так повелел Аллах, но Он пожелал и допустил совершиться именно так потому, что наперед знал, куда человек направит свою волю.
Если бы человеку не было дано право на индивидуальную свободу выбора, то это означало бы, что Всевышний Творец (Хакк Таала) не дал Своему слуге никакой возможности испытать самого себя, и что Он принуждает его делать добро или зло. В действительности Аллаху абсолютно не свойственно заставлять Своих слуг совершать грех, а затем подвергать их наказанию за это.
Есть люди, утверждающие: «Ещё до своего творения (азаль) некоторые души были отринуты, а некоторые нет. Те, чьи души не были отринуты, все равно уйдут из жизни отрицающими Бога -неверными (кяфирами)». На самом деле это не так. Подобный взгляд полностью отрицает веру человека.
Безначальность (азаль) не может быть предметом спора. Там вольно или невольно все души совершили поклонение Аллаху (сажда). Когда в без-начальности (азаль), испытывая души людей, Всевышний Аллах спросил: «Разве не Я ваш Господь?» («Алясту бираббикум»), все души без исключения ответили: «Да, Ты наш Господь!» («Баля!») Иные заблуждающиеся говорят следующее: «Как бы ты ни старался, Аллах все равно направит кого по истинному, а кого по ложному пути». В корне неверна и такая ючка зрения, основанная на неправильном толковании аята Корана, где говорится об этом.
Мой наставник и ходжа Хазрат Устаз Сулей-ман Хильми 1унахан комментировал и раскрывал этот аят так: «Аллах направляет по истинному пути тех, кто сам к этому стремится, и допускает по гибельному пути тех, кто сам желает этого». Далее, развивая эту тему, он добавлял: «В безна-чальности (азаль) нет никакого предопределения, что, например, Ахмед попадет в Рай, а Аб-дулла - в Ад. Сказано, что там лишь раскроены различные одеяния: одеяния веры, послушания, света. И те, кто будут носить их, заслужат Рай, а те, кто будут носить одежду неверия, непокорности и несправедливости, попадут в Ад.
Человеку предоставлена возможность реализовать свое право на индивидуальную свободу и совершить выбор той или иной одежды. Иными словами, в последующей жизни он попадет в такое место, для которого предназначена соответствующая «одежда», выбранная человеком на основе свободы его индивидуальной воли».
Раз человек сам отвечает за свои поступки, то он не должен быть непокорным Богу, а обязан покоряться своему высшему предназначению и водительству Аллаха и быть довольным этим. Однако независимо от этого на нас лежит обязанность молиться Всевышнему Аллаху для спасения от видимых и невидимых бед и просить здоровья и благополучия в жизни. В одном из хади-сов нашего Пророка (с.а.в.) говорится: «Милостыня отводит беду и продлевает жизнь».